Ссылка скопирована!
0

Полифония белого: Александра Гапанович и бесконечность монохрома

Главное фото статьи
Фотоматериалы предоставлены Александрой Гапанович

Александра Гапанович знает о белом цвете все. В Мурманске, где она родилась, белый — это не просто цвет, это целая вселенная оттенков. Создательница бренда GAPANOVICH превратила эти северные полутона в свой фирменный почерк. Ее коллекции построены на контрастах: монохромная палитра и богатство фактур, скандинавская сдержанность и русская многослойность, холодная эстетика Севера и почти детская тяга к уюту. В этом и есть суть бренда GAPANOVICH — способность рассказывать сложные истории доступным языком телесных ощущений. Выросшая среди полярных ночей и нескончаемых зим, Александра создает одежду, в которой чувствуется дыхание Севера. Но это не история про «русский дизайн с национальным колоритом». Это разговор о новой luxe-эстетике, где локальные культурные коды становятся частью современного модного языка.

Вдохновение — ветер северный 

— Вы говорите, что основное ваше вдохновение приходит с Севера. Но Север вдохновляет на разное. Например, он дал нам техничный, лекальный минимализм Икеи. Но ведь ваш Север другой? Немного хаотический, мягкий, многослойный, даже сказочный… 

— Мой Север сплетен из личных воспоминаний и опыта, пережитого мной и моей семьей. Мой Север о том, что происходило со мной в детстве, что меня цепляло и вдохновляло, что делало меня счастливой, что мне дорого. Формы, предметы, сочетания материалов: бабушкин сундук, хлопок, салфеточки, заплаточки, перешив чего-нибудь. Заштопать, чепцы, укутаться, носки, под носки еще носки, рейтузы, большие пальто, упасть — не встать в сугроб, много снега, холод, мечта о тепле и ярких красках. Мое вдохновение от Севера проявляется в контрастности и смешении моих личных предпочтений и опыта с брутальной природой. 

— Есть ли в ваших работах скрытые послания?

— Есть, конечно. И все послания в моих работах я «заговариваю» своей положительной энергетикой. У меня есть такая мысль, что все в этой жизни нужно делать с чистым сердцем. Энергетика состояния отражается на результате. Я не раз замечала, что если я в плохом состоянии, то работа не идет, ее не хочется делать. Если в жизни существуют какие-то сложности, то не только работа будет страдать, но и остальные сферы. Я стараюсь делать все с положительными эмоциями. 

— Какой-то особый символизм, как в орнаментах народного костюма? Может, что-то о Мурманске? Ностальгия по прошлому? 

— Визуальное оформление всех своих кампейнов я снимаю в своем родном городе, в Мурманске, на Кольском полуострове, на Севере. Эта земля до конца мною не изведана. Тут кроется множество тем для визуала коллекций. Ностальгия по прошлому однозначно присутствует в моих творениях. 

— Одна из ваших моделей на Московской Неделе Моды была в чепчике, это дань народному костюму или тоже что-то из детства? 

— Практически во всех коллекциях у меня покрытые головы. Это скорее моя детская наивная история. К тому же это очень женственно и, так или иначе, отсылает к традиционному костюму. Так получилось, что все составляющие здесь смешались. Но приоритетная история для меня — это детство. 

— У вас есть любимый дизайнер? За чьим творчеством следите в соцсетях?

— Да, конечно. Это Вивьен Вествуд и Джон Гальяно! Я с особым трепетом отношусь к их работам. Это большие и значимые фигуры. Дизайн их коллекций всегда смелый и непредсказуемый. Мне они нравились всегда, и с самого детства у меня не изменилось отношение.

— А Москва, как город и как уникальное сообщество людей, может на что-нибудь вдохновить?

— Конечно, этот город меня вдохновляет. Вполне возможно, что Москва отразится в моих будущих коллекциях, потому что она имеет положительное влияние на меня. Москва многое изменила во мне в лучшую сторону.

Prêt-à-porter или Haute Couture

— Недавно закончилась Третья Московская неделя моды, и вы уже не в первый раз принимаете участие. Что вам дает это мероприятие?

— Оно дарит мне встречу и общение с публикой. Я вижу, какая большая у меня аудитория, как стремительно она растет. Люди собираются очень открытые, они делятся энергией, эмоциями, дают обратную связь, рассказывают о своих впечатлениях. Они тратят свое время, чтобы прийти посмотреть показ, и это очень ценно. Мы много месяцев тратим на создание коллекции, а показ длится 10–15 минут. Это похоже на отчетный концерт у артиста, только у дизайнера это все в концентрированном формате на максимально выгодной площадке, где есть только твоя одежда, глаза людей и ощущения. 

Постараться донести свою идею — это очень важно. Общение и взаимообмен — неотъемлемые элементы этого события. Волнение от ожидания реакции (как публика воспримет коллекцию) — это нормальное ощущение на показе. Оно идет одновременно с радостью и удовольствием от того, что была проделана огромная командная работа. 

Неделя моды мне очень помогла, она стала отправной точкой вверх. До этого все было довольно спокойно. В Мурманске нет никакой фешен-индустрии, нет подобных мероприятий. В Москве я смогла максимально быстро привлечь внимание прессы и аудитории. Именно эти показы дали мне такую возможность. Я не знаю, как у других дизайнеров, но у меня опыт участия — только положительный. 

— Мы свадебный портал. В первую очередь, нас интересует то, что может дать нашим читателям вдохновение при создании свадебного образа. Но свадебная мода довольно консервативна, как известно. Тренды не меняются десятилетиями. Хотя уже и в наших широтах чувствуется легкий сквознячок anti-bride. Как считаете, традиции свадебной моды незыблемы?

— Я считаю, что традиции незыблемы относительно классической подачи: цвет, женственность, длина платья и материал. Струящиеся ткани, атлас и шелк, кружева — это в свадебной моде навсегда. Все невесты разные, и в день свадьбы каждая имеет право «высказаться», как хочет. 

Мне нравится, что сейчас есть тренд на что-то необычное: более облегченные конструкции, уход от грубого варианта с обилием декора. Моя аудитория — это не те девушки, которые мечтали быть принцессами. Мои невесты интеллектуальны, у них сформировано представление о себе, они знают чего хотят, не боятся заявить об этом. Запрос на разнообразие очевиден. Огромное количество невест выбирает мои платья и выходит замуж. Я счастлива.  

— Вы представлены в ANTI-BRIDE Place, это значит, что эстетика антибрайд вам откликается? Почему?

— Мне нравится, как Анна (Анна Авраменко, основательница бренда AAVAKO и проекта ANTI-BRIDE Place. — Прим. ред.) подходит ко всем процессам, к селекции. Ее идеи изначально нашли во мне отражение, потому что я отношу себя к дизайнерам, которые нестандартны даже в том, что касается свадебной моды. 

У меня раньше, еще в Мурманске, были свадебные коллекции, которые вызывали восхищение, но для того времени это было слишком сложно: конструктивно, с большими формами… Это не было понятно невестам. Сейчас, я думаю,будет по-другому. Возможно, пришло время обновить те модели, подарить им новую жизнь, но добавить актуальности сегодняшнего дня.  

— Белый цвет платья в европейской/американской (да и в азиатской уже тоже) культуре последние два столетия прочно привязан к свадьбе. Будет ли когда-нибудь иначе? Трудно ли «шить белое». Есть ли какие-то особенности при моделировании именно из белой ткани?

— Все ткани в свадебной моде очень сложные. Сама ткань является усложняющим элементом из-за своей тонкой и деликатной фактуры и структуры. Белый цвет тоже — трудный. Его надо шить только на чистой поверхности, в перчатках, чтобы не оставалось следов. Большое количество ткани для свадебного образа приходится расшивать, это километры вышивки. Все это в совокупности делает процесс создания дорогостоящим, сложным, но в то же время интересным, сказочным. На своей свадьбе можно надеть то, что в обычной жизни ты никогда не наденешь.

— Как при создании наряда для особых случаев (таких, как свадьба) соблюсти одновременно праздничность, комфорт и практичность?

— Если у невесты стоит задача купить наряд, который будет смотреться торжественно и носиться комфортно, то, скорее всего, она выберет трансформирующиеся вещи: съемные хвосты, баски, меняющуюся длину и отдельные от лифа юбки. Отталкиваясь от своих приоритетов, она определит и цвет, например слоновую кость, экрю или шампань. Такие цвета гармонично встраиваются в обычный гардероб. Если надеть расшитый корсет с кринолинами, то очевидно, что это только свадебный наряд. А если остановиться на спокойном шелковом платье, то потом в сочетании с грубым свитером, можно погасить его праздничность и стилизовать под себя. 

— Prêt-à-porter или Haute Couture? Что для себя выбираете?

— И Prêt-à-porter, и Haute Couture, и масс-маркет, и спортивную одежду! На разные случаи жизни нужна разная одежда.  

— Сознательная мода может иметь что-то общее с высокой модой? 

— Да. Высокая мода предполагает выпуск образов в ограниченном количестве или даже в единичном экземпляре, и это, безусловно — сознательная мода. Такие исключительные вещи однозначно не будут выброшены на помойку или отданы в чужие руки. У таких шедевров долгий срок жизни, иногда они поступают в перепродажу. На мой взгляд, высокая мода экологичнее, чем масс-маркет, который выбрасывается тоннами. Не могу себе представить, что кто-то может расстаться с настоящим кутюрным платьем. 

— Зачем некоторые дизайнеры шьют одежду, которую никто не будет носить? 

— Если мы говорим про концептуальных и арт-дизайнеров, то изначально в их коллекциях заложено послание. Одежда — это способ диалога художника со зрителем. Созданный образ передает мысль. Это вообще не про одежду, это про искусство. Надо четко понимать, что шьется, как коммерческая одежда и «спускается в магазин», а что создается, как ДНК бренда. 

Показ коллекции — это высказывание. Если дизайнер концептуальный, противоречивый, то, скорее всего, у него будет сложный стиль. Если хочется понять посыл, то надо искать информацию об этом дизайнере, читать его пресс-релизы. Старайтесь относиться к моде шире: одежда не всегда имеет утилитарное значение и предназначена для того, чтобы ее носить. Что-то создается для того, чтобы быть в музее или в частной коллекции как фактическая реализация мысли и ее подачи.

— А вы встречали свои работы на людях? Вдруг взгляд выхватывает человека в толпе: о, так это же мое! Сердце екает при этом?

— Конечно! Это не может не радовать. Это замечательное, приятное событие, тогда екает сердце.  

— На себя шьете? Какую вещь, сделанную своими руками, вы носите чаще и/или дольше всего?

— Я ношу все, начиная от верхней одежды и заканчивая аксессуарами. Чаще всего я ношу платья, брюки и блузы. Я редко ношу юбки, не очень их люблю. Зато обожаю пальто и свитера.

Будущее уже здесь?

— Кто ваша целевая аудитория? Миллениалы (1984–1998), Зумеры (1999–2011) или Альфа, которые идут за ними?

— Основная моя аудитория, конечно, миллениалы, частично зумеры. Я планирую в моих будущих коллекциях поработать для поколения Альфа, потому что у меня есть дети и мне хотелось бы, чтобы они помнили о прошлом, о культуре. Через свой бренд я хочу донести до них важные моменты. Но язык должен быть понятен. Скорее всего, здесь я буду заигрывать с диджитал-технологиями, какими-то цифровыми историями. Я думаю об этом уже давно, но пока не дошли руки. Но однозначно я этот вариант рассмотрю и буду вступать в какие-то коллаборации. Это 100%. 

— Как думаете, эстетические ценности и привязанности людей из разных поколений сильно отличаются?

— Да, они отличаются, но, наверное, несильно. У каждого человека со временем «меняются настройки», и он начинает понимать и ценить то, о чем когда-то говорили важные для него взрослые. Для многих людей такие вещи имеют значение. Близкого человека уже нет рядом, но что-то подаренное им, дает воспоминания. Это не выбросят, будут беречь, доставать и рассматривать. 

Наша задача — показать детям нашу современность и отдать дань традициям из прошлого. У нас есть примерно 40 лет, чтобы успеть объяснить, что было для нас ценно и важно и, возможно, для них это тоже будет ценно и важно. И они понесут это дальше. 

— Вы, как модельер и женщина, ощущаете, что у россиянок меняется отношение к одежде и к внешнему виду? У вас поменялись взгляды с течением времени?

— У меня сильно менялись отношения с одеждой через личное восприятие себя. Думаю, это происходит с каждым человеком на разных этапах, через разные события. Большинство женщин с этим сталкиваются. 

Да, у россиянок меняется отношение к моде. Я это вижу. Вокруг меня очень много стильных людей, но здесь все зависит от возможностей. Если мы обратимся к провинции и регионам, где нет избытка финансов, то там будет то, что есть. Молодое поколение умудряется смешивать одежду из масс-маркета с винтажем. Мне это так нравится! Это очень интересный, сложный процесс. Возможности человека меняются, меняются его жизненные ситуации и внешний вид соответственно. У женщин, как правило, этот процесс тягучий, но подвижный. У мужчин тоже, но гораздо реже. 

«Сшей мне, матушка, красный сарафан!» 

— Что можно посоветовать невестам, которые хотят найти свое «особенное» свадебное платье? Как выбрать? Читать этикетку, выбирать дизайнера по соцсетям или просто надеть, закрыть глаза и почувствовать?

— Я думаю, что у каждой невесты свой путь к идеальному образу. Если бы я выходила замуж, то я бы все искала онлайн. Я не люблю куда-то выезжать. 

Все зависит от того, хочет ли невеста сама включаться в процесс или делегирует. Может, она способна в один присест все решить, поездить по магазинам и подобрать идеальное платье, исходя из собственных потребностей. А может, ей нужны консультации, чужое мнение и фотосъемка. Здесь очень много вариантов. Но есть универсальные рекомендации.

  1. Надеть на себя «то самое» платье и почувствовать физически. Когда ты надеваешь платье, ты понимаешь «мое» или «не мое». Часто на фотографии тебе может сильно нравиться образ, но в жизни вы с ним не соединяетесь. Платье отдельно, ты отдельно. 
  2. Иметь в запасе минимум полгода на подготовку. Вы успеете собрать референсы того, как хотите выглядеть, или прописать словами. И найти то, что ищете.
  3. Работать с профессионалами. Найдите стилиста, которому вы можете рассказать о своих предпочтениях. Такой человек проанализирует информацию и подберет вам образ. 
  4. Относиться ко всему философски. Не стоит стрессовать и переживать. Будьте счастливы в этот день и получайте удовольствие.

Всем невестам я желаю найти «свое» платье и баланс между собственным внутренним наполнением и внешним видом!

Редакция портала EventForMe выражает сердечную благодарность Александре Гапанович — дизайнеру и основательнице бренда GAPANOVICH за интересную беседу и предоставленные фотоматериалы.

Хотите быть в курсе свадебных трендов? Присоединяйтесь к нам в социальных сетях! Здесь мы делимся вдохновением, новостями индустрии и полезными советами. Подписывайтесь — будет интересно!

EventForMe

Создайте свой идеальный праздник легко и быстро с сервисом Eventforme