Я мимо проезжаю в «Чайке»: свадьба в стиле твист

Опубликовано: 25.07.2023
Автор: Роман Полоник
Я мимо проезжаю в «Чайке»: свадьба в стиле твист Источник фото: https://celes.club/


Сегодня редко увидишь свадебный кортеж, состоящий из украшенных лентами… такси. А в советское время личных машин было немного, и такси использовали для поездок в ЗАГС: заказной таксомотор вполне мог служить главным транспортом для жениха и невесты. Вряд ли вы собираетесь в деталях воспроизвести бабушкину свадьбу, но арендовать для бракосочетания ретроавтомобиль из СССР — почему бы и нет? Мы поможем вам определиться с выбором и добавить немного настоящего советского шика в ваше торжество.

ГАЗ М-20 «Победа»

победа_.jpg
Источник фото: https://taxielita.ru/

Первый советский автомобиль с несущим кузовом появился вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Как это часто бывало в нашем автопроме, инженеры взяли за основу иностранную модель (Opel Kapitan) и творчески ее переосмыслили. «Победа» продержалась на конвейере до 1973 года, правда, в Польше под именем Warszawa. При этом машину постоянно дорабатывали. Так, у первых партий потолок в задней части салона был низким, а подушка заднего дивана напротив высокой. Из-за этого военным, которые стали первыми пассажирами, приходилось снимать головные уборы. К концу 1940-х эти недостатки устранили, и у большей части выпущенных «Побед» задний диван стал куда удобнее, а пространства над головой достаточно даже пассажирам ростом свыше 180 см.

Машину активно использовали и в качестве таксомотора. «Победа» в отличие от предвоенной «эмки» обзавелась отдельным багажником, хотя рассчитывать на его вместимость не приходится: большую часть его занимает запаска и инструмент. Кроме привычного закрытого варианта, «Победы» выпускались и в кузове кабриолет, причем такие машины тоже можно найти в прокатных конторах ретроавтомобилей. И если сегодня открытые машины обычно престижные и дорогие, в СССР кабриолет стоил дешевле фастбэка (fastback — собирательное название различных типов автомобильных кузовов, имеющих покатую форму крыши, плавно, без ступеньки, переходящей в крышку багажника. — Прим. EventForMe). Еще бы: ведь металла расходуется меньше. «Побед» изготовили больше 200 тысяч, и подобрать экземпляр на любой вкус будет нетрудно.

победа.jpg
Источник фото: https://avtoclassika.com/

Годы выпуска: 1946—1958, в Польше — до 1973 года.
Число пассажирских мест: 5 (максимально), 4 (оптимально).
Плюсы: элегантный кузов, часто в двухцветном исполнении.
Минусы: толстая спинка переднего дивана: недостаточно места для ног; небольшой багажник.
Стоимость аренды: 2500—3000 руб/час (Москва), от 3500 руб/час (кабриолет).

ЗИМ (ГАЗ-12)

_зим_.jpg
Источник фото: https://avtosaver.ru/

Большой седан в американском стиле работал и такси, и служебным автомобилем, и личным транспортом для советской элиты вроде известных композиторов или сановных драматургов: тех, кто в 1950-е мог позволить себе выложить 40 тыс. рублей при средней зарплате 600—700.

В заднем пассажирском салоне формально пять сидений, но по факту это широкий трехместный диван плюс два откидывающих крошечных сиденья — страпонтена. Впрочем, в прокатных вариантах ЗИМа страпонтены часто демонтируют. Важная особенность — задние двери открываются против хода, это значительно облегчает посадку, особенно в пышном свадебном наряде. Прямо в салоне можно поставить и тревожный чемоданчик невесты и положить всякие мелочи.

Оптимальная рассадка будет такой: молодожены на заднем диване и один-два свидетеля на диване рядом с водителем — да, тут вполне поместятся два человека стройного телосложения. Разумеется, никаких регулировок по высоте и наклону спинки в ЗИМе не предусмотрено, зато в пассажирском салоне есть два удобных подлокотника и…огромное количество пепельниц. Еще один плюс для жарких летних дней: независимая вентиляция задней части салона. Обивка сидений была тканевой, разных оттенков — от серого до нежно-зеленого, а вот кузов был в основном черным и светло-бежевым (такси). Правда, попадаются интересные двухцветные экземпляры, а также ярко-синие ЗИМы. В прокатных конторах встречаются ЗИМы разных цветов, выбор есть. А оригинальную тканевую обивку обычно меняют на кожу.

ЗИМ.jpg
Источник фото: https://hdpic.club/

Годы выпуска: 1948—1960.
Число пассажирских мест: 6 (максимально), 4 (оптимально).
Плюсы: большая колесная база, высокий и широкий салон, удобные задние двери, плавный ход.
Минусы: задние сиденья расположены за стойками дверей, нужно дополнительно нагибаться.
Стоимость аренды: 3000—4000 руб/час (Москва), 2200 руб/час (Санкт-Петербург).

ГАЗ-21 «Волга»

волга_.jpg
Источник фото: https://www.avtorinok.ru/

«Волга» — одна из самых кинематографичных машин советского времени. Это не удивительно, ведь ее использовали и таксомоторные парки, и автоинспекторы, активно приобретали граждане, жившие на «нетрудовые доходы». До появления «Жигулей» именно «Волга» носила статус «народного автомобиля» — за полтора десятилетия было выпущено более 600 тысяч экземпляров. Хотя у ГАЗ-21 были и варианты, не поступавшие в широкую продажу — универсал ГАЗ-22 и машина для специальных служб ГАЗ-23.

Большое число выпущенных «Волг» делает возможным заказать для торжества целый кортеж машин — из ретроавтомобилей советского периода 21-я самая доступная — от 2 тыс. руб/час. Причем цвета могут быть любыми — от бежевого, красного, белого до черного. Именно на «Волге» можно реализовать давний свадебный обычай — когда жених и невеста добираются до места регистрации брака на разных автомобилях. Невеста — на белой «Волге», жених — на черной. Более того, варианты дизайна тоже дают волю фантазии. Например, жениху можно заказать автомобиль с оленем на капоте, невесте — со звездой.

волга.jpg
Источник фото: https://celes.club/

Годы выпуска: 1956—1970.
Число пассажирских мест: 4 (оптимально).
Плюсы: передний диван реально трехместный, поэтому четыре пассажира в «Волге» разместятся с комфортом.
Минусы: штатные сиденья очень мягкие по современным меркам, выдержать на них больше 2—3 часов вряд ли кто сможет.
Стоимость аренды: от 2000 руб/час.

ГАЗ-13 «Чайка»

чайка_.jpg
Источник фото: https://autocatalog.ru/

Выпущенная в конце 1950-х «Чайка» стала первым советским автомобилем, оснащенным автоматической трансмиссией: выбирать режимы коробки надо было, нажимая кнопки, справа от руля. Если на «Победах», ЗИМах и «Волгах» обычный советский человек мог прокатиться хотя бы как пассажир такси, то ГАЗ-13 «Чайка» в СССР была доступна лишь ограниченному кругу номенклатурных работников. У «Чайки» в отличие от ЗИМа, даже не было розничной цены. Ее дарили или «выделяли» тем, кому она была положена по рангу.

Известна история про футболиста киевского «Динамо» Йожефа Сабо, который купил в консульстве Венгрии списанную «Чайку», но управлять ей так и не смог: партийное руководство советской Украины не допустило, чтобы спортсмен катался по Киеву в лимузине. А мимо проезжать в «Чайке», как пелось в известной песне, могла разве что Валентина Терешкова, у которой была машина особого, белого цвета.

Тем не менее в середине 1970-х, когда ГАЗ-13 на смену пришла более современная модель ГАЗ-14, устаревшие «чайки» стали доступны для свадебных и иных церемоний: их можно было заказать через «Интурист» или «Трансагентство». Впрочем, удовольствие было не из дешевых: по некоторым данным, 1 час проката «Чайки» стоил 50 рублей. Явно не по карману рядовому инженеру или младшему научному сотруднику. Зато для дельцов теневого рынка — сущие копейки. Нам повезло намного больше: взять «Чайку» напрокат не дороже, чем, например, «Волгу» или «Победу».

чайка.jpg
Источник фото: https://www.kolesa.ru/
 
Годы выпуска: 1959—1981.
Число пассажирских мест: 6 (при третьем ряде кресел), 4 (при двух).
Плюсы: масса пространства для ног и багажа в салоне.
Минусы: средний ряд сидений — откидные кресла.
Стоимость аренды: от 4500 руб/час (Москва), от 3700 руб/час (Санкт-Петербург).

ЗИЛ-118 «Юность»

юность.jpg
Источник фото: https://autotest.pro/

В отличие от «Побед», «Волг» и даже «Чаек» этот советский микроавтобус — настоящий раритет. И понятно почему: «Юность» строили на шасси правительственного лимузина ЗИЛ-111 в экспериментальном цеху Завода имени Лихачева в Москве. За тридцать с лишним лет футуристичных для своего времени машин выпустили немногим более сотни. Их использовали для правительственных делегаций, в качестве санаторного трансфера и как передвижную телестудию. Разработка ЗИЛа получила высокую оценку на автобусной выставке в Ницце в 1967 году, а Генри Форд Второй даже предлагал наладить лицензионный выпуск автобусов в США.

Но ЗИЛ-118 так и остался штучным изделием зиловского спеццеха. Тем интереснее использовать «Юность» для свадьбы. Конечно, не в качестве основного автомобиля для молодоженов, а для гостей торжества: ведь в «Юности» в зависимости от компоновки — от 14 до 16 пассажирских мест. Людей при входе встречает удобная низкая ступенька, всего в 40 см от пола. Каждое сиденье оснащено индивидуальной вентиляцией, а в крыше смонтирован сдвижной люк. Площадь остекления просто огромная, но в солнечный день можно воспользоваться индивидуальными шторками. Поскольку подвеска заимствована у лимузина, с плавностью хода проблем нет никаких. Поездку на «Юности» гости свадьбы запомнят на всю жизнь.

юность_.jpg
Источник фото: https://quto.ru

Годы выпуска: 1962—1994.
Число пассажирских мест: 14—16.
Плюсы: большое остекление, люк на крыше, низкая ступенька для входа в салон.
Минусы: редкая модель, трудно забронировать.
Стоимость аренды: 5000 руб/час (Москва).