В четвертое воскресенье октября отмечается Международный день тещи и свекрови (Mother-In-Law Day).
«Тёща в дом — все вверх дном». Так ли страшна была теща, как ее малюют современные анекдоты и иные скабрезные частушки? Давайте окунемся в далекую древность, вынырнем в средневековье, глотнем немного дореволюционного воздуха и разберемся, на чьей стороне сила — взбалмошной тещи или полновластной свекрови? От этимологии слов до народных присказок: разбираемся, как в русском языке и фольклоре сложились образы тещи и свекрови. Почему эти родственницы получили разные роли в анекдотах и поговорках, и что древние славяне думали о семейной иерархии.
Откуда есть пошло
Немного прояснить обстановку и расставить акценты нам поможет этимология — наука о происхождении слов. Обратимся к классическому труду академика Олега Николаевича Трубачева «История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя». Что же мы обнаружим?
Самыми древними ожидаемо окажутся термины, обозначающие кровных родственников: мать, отца, сына, дочь, брата, сестру и, как ни странно, деверя — брата мужа. Все эти слова относятся к еще общеиндоевропейскому склонению на *r — mater (мать), fater (отец), puer (сын), brater (брат), suesor (сестра), duhiter (дочь), daiuer (деверь). Кроме puer, все они сохранились в современном русском языке. Разумеется, в несколько измененном виде. Например, русское слово «отец» происходит не от fater, а от другого древнего слова atta. А fater в русском превратился в просторечного «батю». Но родственники могут быть не только по крови (дети-родители-братья-сестры), но и по «свойству».
Кровное и свое
Свойство (Отношение между людьми, возникающее из брачного союза одного из родственников. — Прим. ред.) в древности обозначал еще один важный для противостояния двух женщин корень «sue/swe», от которого произошло множество славянских терминов родства. Если приглядеться, то этот корень уже встречается в слове «сестра», но и одна из главных героинь нашего рассказа — «свекровь» — пустила свои корни там же. Собственно «suekry» — это и есть «своя кровь». Слово получается знаменательное: с одной стороны «кровь», с другой — «своя». То есть «свекровь» становится важным звеном, объединяющим две группы родственников — кровников и свойственников.
Поэтому неслучайно, что именно «свекровь» относится к еще одному древнему типу праславянского/праиндоевропейского склонения — на u долгий. В современном русском этот звук превратился в «ы». А еще тысячу лет назад наши предки говорили: «свекры» (свекровь), «кры» (кровь), «любы» (любовь).
Зачем же нам понадобился такой глубокий и долгий лингвистический экскурс в далекое прошлое? Совсем неспроста. Нашей задачей было показать, насколько важной была роль свекрови в семейных отношениях многие сотни лет назад. Да что там говорить: слово «свёкор» есть не что иное, как производное от «свекрови». И это при общепринятом убеждении в господстве патриархальной семьи. Все не так однозначно. И вполне возможно, что главой семейство наших предков была именно свекровь, а не отец-патриарх. Кстати, с тещей обратная история. Здесь первично именно слово «тесть», от которого уже образуется производное «тёща».
Как же была устроена семья у русского крестьянина еще совсем недавно — в конце XIX–начале XX века? О крестьянах мы говорим потому, что они составляли подавляющее большинство населения нашей страны — около 77% согласно первой Всероссийской переписи населения 1896 года. И значительная часть нас с вами имеет в предках именно крестьян.
Большак и большуха
Сторонники патриархата и Домостроя наверняка укажут на то, что главным в крестьянской семье являлся самый старший мужчина. Это мог быть как отец, так и старший сын. Его и называли большаком. Власть главы семейства почти ничем не ограничивалась. Большак не только держал при себе ключи от всех амбаров и сундуков, но и сам выдавал продукты и даже наряды по праздникам. Без его благословения не мог быть заключен ни один брак у детей, часто он сам выбирал, кому на ком жениться или выходить замуж. Так что же в семье царила абсолютная монархия или восточная деспотия? Не совсем так.
Жена главы семейства — большуха — также играла важную роль в семье, особенно если сыновей было много, и все уже тоже обзавелись своими семьями, которые жили вместе либо рядом. Большуха распределяла работу среди женских членов семьи — дочерей, снох и других родичей, указывала, кому готовить еду, кому ухаживать за детьми и так далее. Большак и большуха возглавляли семейный совет, который решал все основные вопросы семейного бытования. Но самое важное: главная женщина в доме имела практически неограниченную власть над снохами — женами сыновей, которые приходили в семью со стороны. Со свекровью того времени шутки плохи: ее смело можно назвать не только домоправительницей, но и домомучительницей для своенравных снох.
Такое семейное устройство господствовало не только в крестьянской и купеческой среде, но и среди дворян в допетровское время.
Сноха свекрови — битая полоса
Образ злобной, полновластной свекрови прочно осел в русских пословицах и поговорках. Откроем «Пословицы русского народа» Владимира Даля — книгу не менее, а в чем-то и более важную, чем его знаменитый «Словарь живого великорусского языка». Именно в «Пословицах» отразилось коллективное сознание (и бессознательное) нашего народа, которое изредка дает о себе знать и в настоящее время.
Прочитаем подряд несколько пословиц и поговорок из раздела «Семья-родня»:
- «Свёкор — гроза, а свекровь выест глаза»;
- «Свекровь на печи, что собака/сука на цепи»;
- «У лихой свекрови и сзади глаза»;
- «Блудливая свекровь и невестке не верит»;
- «Свекровь кошку бьет, а невестке наветки даёт».
И почти все в таком духе.
Конечно, по мере того, как семьи уменьшались, женатые сыновья отделялись от родителей, власть свекрови также становилась меньше. Но и сегодня архаическая деспотическая природа женщины в образе свекрови частенько дает о себе знать, когда по каким-то причинам ей приходится постоянно жить со снохой/невесткой. А ведь злая свекровь могла превращаться в … разбитную тещу. Одна и та же женщина могла, как «отдавать» своих детей (как правило, дочерей) на сторону, в чужой дом, так и принимать в свой дом чужих.
«Было у тёщи семеро зятьёв»
А что же теща? Поскольку в крестьянской среде теща редко жила постоянно вместе с зятьями, то и отношения между ними были совсем другими, чем у свекровей со снохами. Исключение составляли только «примаки» — зятья, которым по каким-то причинам приходилось уходить из отчего дома и жить с родителями жены. Зятю-примаку в чужой семье жилось ничем не лучше, чем снохе: среди взрослых мужчин в доме он имел самый низкий статус.
Отношения тещи и зятя, живущих на расстоянии, наполнялись особым смыслом. Их можно назвать насмешливо враждебными. Ученые объясняют это отчасти древним обычаем брака путем умыкания, когда будущий зять как бы крал у матери ее дочь. Другая гипотеза: возможная сексуальная близость между тещей и зятем, на которую в древности налагалось табу. Вероятно, именно в архаичном запрете на секс между тещей и зятем надо искать истоки частушки «Мимо тёщиного дома я без шуток не хожу…»
Так что зять для тещи с одной стороны — гость, которого необходимо обязательно радушно принять и хорошо накормить («Зять на двор — пирог на стол», «Пожалуйста, зятёк, съешь пирожок!»), а с другой — опасная личность. Его не худо и отругать, а может, и побить, и выгнать («У тёщи зять — первый гость, а принят в дом — первый разбойник»). В народной песне «Было у тёщи семеро зятьев» эта история рассказывается весьма подробно: «ласковая» теща сначала обносит зятьев чарками с вином, угощает лепешками, одаряет подарками — лаптями, а кого-то даже и сапогами, а под конец провожает их всех до одного подзатыльниками, а «любимого зятька» Ванюшеньку-душеньку и вовсе потчует тумаками.
Зять вроде бы платит теще взаимностью: «Был у тёщи, да рад утёкши». Но если присмотреться, то большинство пословиц и поговорок о взаимодействии тещи с зятем отражает именно точку зрения тещи (или тестя). В то время как пословицы про свекровь отражают взгляд на нее снохи. Но какой бы ни была точка зрения в прошлом, нынешние свекровь и теща уже мало чем напоминают своих крестьянских предшественниц.
Блин и анекдот
От старинных обычаев сегодня сохранилась разве что традиция ходить к теще на блины на масленичной неделе. Снохе уже не надо получать благословения у свекрови, чтобы ходить по воду. А образ тещи и свекрови слился в общем понятии «Мама (в законе)», как называют родителей супругов во многих западноевропейских языках.
Женатые дети, как правило, живут отдельно от родителей, а главной темой анекдотов становится нежелательный визит тещи или свекрови. Вроде такого «Ливень. Стук в дверь. Мужчина открывает, а там теща стоит. Он говорит ей: «Что вы в такую погоду на улице делаете? Идите домой!!!». Теща и свекровь из древних хозяек и управительниц быта постепенно превратились в «чужих», от которых всеми силами стараются избавиться.
И все-таки если брать современные анекдоты, то безоговорочную победу одерживает парочка «теща и зять». Ученые подсчитали, что баек, посвященных свекрови и снохе втрое меньше, чем текстов, посвященных теще и зятю.
Атомизация и кастомизация
Термины родства и свойства постепенно исчезают из нашей жизни. Уже мало кто без словаря вспомнит, кто такой «деверь» (брат мужа) и «шурин» (брат жены). А слово «свояк» гораздо лучше знают игроки в бильярд, чем родственники. Крестьянское сознание уходит в прошлое, семьи становятся все меньше, во многих и отец сегодня — ненужное излишество. Что говорить о теще и свекрови. Постепенно из реальных участников жизни большой семьи они становятся героинями анекдотов, что-то вроде постоянных персонажей комедия дель арте. Над ними смеются и потешаются, но их уже не боятся.
Возможно, что уже в ближайшее время выстроится новая иерархия, и на место прежних глав семейства заступят другие игроки. Пока же некоторые «матери-в-законе» изо всех сил цепляются за старые роли, некоторые уже вживаются в систему новых взаимоотношений, где внутри семей больше нету статусов и каст, начальников и подчиненных, а каждый человек имеет право на то, чтобы быть собой.
Переходите в наши социальные сети (канал в Телеграме; блог на платформе Дзен; сообщество во ВКонтакте) и делитесь вашими впечатлениями от прочитанного. Вы всегда можете получить ответы на вопросы напрямую от авторов статей и экспертов, которых мы просим давать комментарии.